В рамках подготовки к конференции «ТУРБИЗ-2018» мы решили проанализировать договора основных туроператоров, действующих на рынке Украины. В процессе обсуждения выкристаллизовались следующие критерии оценки:
- Вопросы комиссии и ее налогообложения. Договор не должен требовать от агента наличия дополнительных КВЕДов, налогом должна облагаться только сумма разницы между полученными от туриста и переданными туроператору денежными средствами
- Права и обязанности сторон: четкость описания, отсутствие дисбалансов
- Возможность агента работать с субагентами. При этом понимаем, что агент несет полную ответственность перед туроператором за действия своих субагентов
- Возможность заключения агентом своих договоров с туристом а не типовых туроператорских
- Обоснованность наложения штрафов на агентов.
Были отобраны и проанализированы договора 11 туроператоров, актуальные по состоянию на 1.11.2017 г.
При составлении представленной ниже таблицы мы советовались с юристами, практикующими в туризме, в частности с Николаем Слюсаревским, который не только работает в Пегасе, но и высказывает иногда экспертную позицию в вопросах договорных отношений туроператора с турагентом и турагента с туристом.
Давайте рассмотрим подробнее каждый из проанализированных критериев:
- Агентское вознаграждение
Вознаграждение агента описано корректно, как по базе налогообложения, так и по отсутствию дополнительных условий и ограничений. |
|
Корректно описана база налогообложения турагента, но размер комиссии по договору не соответствует действительности |
|
Корректно описана база налогообложения турагента, но есть ограничения по размеру прибыли агента: TEZ Tour – продажа возможна исключительно по прайсовой стоимости. Хорошо в качестве формального инструмента борьбы со скидками, но плохо в случае, если агент имеет возможность продать дороже «прайса». Coral travel – цена продажи не может быть выше прайсовой стоимости |
|
Размер комиссии по договору не соответствует действительности. Красным отмечено требование, что стоимость «дополнительных сопутствующих услуг» не должна превышать стоимости, указанной на сайте туроператора. Тезисы по сути входят в прямое противоречие друг с другом |
-
Сферы ответственности ТА-ТО
Ответственность оператора за качество и состав турпродукта четко определена и нет попыток переложить её на плечи турагента К сожалению, таких туроператоров в нашем обзоре не оказалось |
|||||||||||||||||||||||||
Ответственность оператора за качество и состав турпродукта четко определена, но есть попытки переложить часть своей ответственности на турагента: Coral Travel – пп. 7.12 и 8.8 GTO – п. 3.3.9 Mouzenidis travel – п. 5.2.1 Pegas Touristik – пп. 6.4, 6.7 |
|||||||||||||||||||||||||
Ответственность оператора описана не четко или не описана вообще:
|
-
Право использования агентом собственного договора с туристом
Тут ситуация наиболее плачевная. Только один туроператор из 11 (Pegas Touristik) разрешает турагенту использовать свой бланк договора с указанием штрафов из основного договора. У Mouzenidis есть рекомендация использовать свой бланк, но не предусмотрено каких-либо санкций за несоблюдение этой рекомендации. Все остальные туроператоры категорически запрещают использование договоров с туристом, отличных от разработанных туроператором
-
Право работы с субагентами
Перед анализом хотим сделать акцент на следующие моменты:
А) По законодательству Украины агент, привлекающий к работе субагента несет полную ответственность за его действия перед туроператором
Б) Хозяйственный кодекс запрещает работу агента с субагентами, если такое право прямо не предусмотрено в агентском договоре (п. 2 ст. 300). В Гражданском кодексе такого запрета не содержится. Считаем, что в данном случае хозяйственный кодекс не применим, так как одной из сторон туристского договора является физическое лицо, а хозяйственный кодекс регулирует взаимоотношения исключительно по договорам, заключающимся между хозяйствующими субъектами.
А теперь, посмотрим на положения договоров туроператоров:
TEZ Tour прямо запрещает работу с субагентами без отдельно предоставленного разрешения. Coral Travel, JoinUP!, TPG и GTO разрешают работу с субагентами по предварительному согласованию
У компаний Альф, Аккорд-тур, Anex tour, Mouzenidis travel, Pegas Touristik и TUI запрет на работу с субагентами в договоре отсутствует
-
Обоснованность наложения штрафов
Ответственность турагента ограничена размером фактически понесенных туроператором затрат (в дальнейшем ФПЗ), примерный размер которых указан в договоре |
|
Ответственность турагента ограничена ФПЗ, но есть небольшие замечания: Anex tour – в договоре отсутствуют примерные размеры штрафов Аккорд-тур – в договоре есть оговорка, что размер штрафа может быть увеличен |
|
Ответственность турагента ограничена ФПЗ, но есть существенные замечания: – в договорах присуствует пункт о 100% штрафе при аннуляции за авиабилеты. Pegas Touristik и TPG |
|
Условия наложения штрафов прописаны некорректно: Альф и GTO прописывают 100% штраф на авибилеты как регулярных, так и чартерных рейсов JoinUP! и Coral Travel вообще не ограничивают размер штрафа размером ФПЗ |
Итоги
Практика показывает, что большинство агентов подписывают договора с туроператорами не глядя. Но даже если вы договор прочитали и у вас есть замечания, внести какие-либо правки в типовой договор задача, практически не решаемая для каждого отдельного турагента. Тем не менее, считаем, что корректный договор – это тот базис, на котором строятся плодотворные отношения. Именно поэтому мы уделяем вопросу договоров большое внимание и, на базе проведенного анализа подготовим типовой агентский договор, максимально корректно отображающий суть агентских отношений на рынке Украины а также разработаем договор с туристом.
По вопросам и замечаниям к данному обзору прошу писать на почту ceo@uata.com.ua
Павел Григораш
Давайте менять ситуацию в туризме вместе. Сейчас все выглядит так: турагент это такой субъект, которого согласно договорам ТО, может бить палкой как сам ТО так и турист.
давайте представим, что случилось невероятное: ТО начал нести ответственность (прежде всего, материальную – перед туристами) за переносы вылетов, непоселения/переселения…. Может стоит правильные (а не наиболее “дешевые”) договоры с контрагентами заключать?
Смотря на договоры ТО с ТА в динамике последних нескольких лет, можно констатировать, что они становятся все более и более дискриминационными для ТА, ТО всю ответственность перед туристом “сливает” на ТА. О чем ТА вынуждены скромненько молчать, потому что у них зависимое положение. При этом сумма комиссии остается прежней. Быть или не быть, вот в чем вопрос