В преддверии выставки дали развернутое интервью об Ассоциации для газеты UTG. Благодарим редакцию журнала за проявленный интерес к нашей деятельности. Приводим беседу целиком:
Как возникла идея реанимировать давно созданную структуру – Украинскую Ассоциацию Туристических Агентств (УАТА). Кто был инициатором возрождения объединения турагентств?
Необходимость в организации, которая способна отстаивать интересы турагентов на рынке зрела давно. Катализатором послужила публикация в конце 2016г. нового агентского договора одним из крупных туроператоров, в котором существенно ухудшались условия сотрудничества для турагентов.
20 января 2017 г. состоялось учредительное собрание, на котором были избраны президент, вице-президент и члены правления ассоциации.
УАТА – это новая организация. Для ускорения начала работы и сведения подготовительной работы к минимуму, использовали юр.лицо, которое уже существовало, но не вело операционную деятельность.
Инициатором возрождения работы УАТА были независимые сетевые компании, которые были поддержаны определенным количеством сильных турагентств.
Какое количество туркомпаний объединяет УАТА на сегодняшний день и какие основные задачи призвана решать Ассоциация?
На сегодняшний день в Ассоциацию входит 6 независимых сетей и 26 туристических агентств. Всего около 750 точек продаж. Цель у нас одна: вывод туристического рынка Украины в цивилизованное русло.
Среди приоритетных задач:
– участие в законотворчестве. Мы активно взаимодействуем как с профильным департаментом МЭРТ, так и с руководителем подкомитета по туризму в Верховной Раде. Предложения наши просты и прозрачны, полностью в тренде изменений, происходящих в ЕС в связи с имплементацией директивы N 2015/2302, в том числе:
а) выработка рабочего механизма финансового обеспечения ответственности туроператора в объеме, достаточном для компенсации всем пострадавшим в случае возможной приостановки деятельности туроператором;
б) максимальное обеление рынка туризма в том числе и «белые» оплаты за туры;
в) усиление ответственности за непоселения туристов;
г) поддерживаем предложение создать реестр или какой-либо другой механизм, где будут видны все участники рынка
– обучение. Внутри Ассоциации агенты постоянно делятся друг с другом опытом по маркетингу, обучению персонала, автоматизации работы, орг. структуре. Часто озвучивается внутренняя информация, которую получить по-другому просто невозможно. В декабре 2017 г. мы организовали двухдневную конференцию ТУРБИЗ-2018, на которой первый день был посвящен обсуждению взаимоотношений между турагентами и туроператорами, проблемам законодательного регулирования и перспектив рынка, а второй – обучению руководителей. Было под 30 спикеров, в том числе приглашенных из других стран, и 145 участников. Подобные обучающие мероприятия будем проводить и в дальнейшем.
– аналитика. Стараемся заполнить вакуум, связанный с отсутствием качественной аналитики рынка выездного туризма. Регулярно делаем обзоры рынка основных туристических направлений в зимнем и летнем сезоне, собираем статистику по непоселениям (было очень актуально летом 2017г.), смотрим на опыт ведущих турагентств мира и т.п.
– взаимодействие с туроператорами. Например, мы выступаем против промо-прайсов, и на эту тему написали целый ряд статей с аргументацией, и даже отследили корреляцию доли рынка туроператора и его отношение к промо-прайсам. Например, по результатам зимнего сезона по Египту, долю рынка нарастили только 3 туроператора, причем все они не используют промо-прайсы по этому направлению. Летом даже разработали плагин, отображающий цену «нетто» для агента прямо в поисковике туроператора, чтобы он мог сделать правильный выбор
– общественные инициативы. Мы готовы участвовать в любых инициативах, влияющих на достижение нашей основной цели. Хороший пример: приостановка деятельности «Идриска-тур». Мы включились в первый день и организовали сбор информации о пострадавших, фонд для компенсации затрат туристов, застрявших за границей и выплатили почти 90 тыс. гривен собранных средств, помогли организовать инициативную группу для дальнейшего взаимодействия, а прямо сейчас начали проект по публичному освещению ситуации с Идриской и системных проблемах рынка, которые позволяют таким ситуациям периодически происходить.
Как бы Вы охарактеризовали сегодняшние взаимоотношения ведущих украинских туроператоров с представителями розницы. Не считаете ли Вы, что туроператоры, инвестирующие значительные денежные средства в формирование турпродукта, вправе диктовать свои условия «ритейлу»?
Мы придерживаемся позиции, что турагенты и туроператоры – равноценные партнеры. Безусловно, любой туроператор может, в рамках закона, выставлять свои условия сотрудничества, но необходимо понимать, что и турагент в праве продавать продукт только тех туроператоров, с которыми ему комфортнее работать.
Мы – за диалог и готовы рассказать свое видение по тому или иному вопросу взаимодействия и аргументировать его.
Создание туроператорами собственных розничных сетей – это первый шаг к вытеснению с рынка независимых агентств или попытка контролировать продажи собственного турпродукта?
С точки зрения туроператора, создание собственной розницы – это логичный шаг, позволяющий улучшить управление продажами и, теоретически, контролировать качество предоставляемых услуг. Тем не менее, в силу целого ряда причин, его нельзя назвать угрозой сильному независимому агентству. К примеру, розница туроператора всегда будет иметь установку на приоритетную продажу туров этого туроператора, что не всегда будет лучшим вариантом для туриста.
Больная тема для всего агентского сектора – «скидки». В чем на Ваш взгляд источник проблемы: конкурентная борьба турагентств за клиента или неуважительное отношение к труду турагента со стороны потребителей (никто не просит скидок у юристов, дантистов и т.п.)
На мой взгляд, корень проблемы в низкой квалификации продающих менеджеров. Скидку дать проще всего, но донести до туриста свою ценность как специалиста, ценность сервиса и собственной экспертизы нужно уметь. При этом в наших рядах есть агенты, которые принципиально не дают скидки, причем уже не первый год – и получают при этом отличные финансовые результаты. Именно по этой причине мы в Ассоциации уделяем много внимания проблеме обучения.
В украинском туризме существует несколько туристических объединений (ВАТО, АЛТУ), которые декларировали амбициозные цели, но на сегодняшний день существуют лишь номинально. Не постигнет ли подобная участь УАТА?
Любая ассоциация жизнеспособна только до тех пор, пока она несет ценность своим участникам. Недавно мы отметили первый год своей работы и пока я вижу, что работы еще – непочатый край. Так что мы будем рады приветствовать в своих рядах всех, кто разделяет наше видение и готов принимать участие в его реализации.